Мариинская водная система — важнейший в 19 – нач. 20 вв. водный путь в Европейской части России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем, пролегающий от Рыбинска до Петербургского морского порта. В состав системы входили как природные, так и искусственные водные пути: р. Шексна — Белое озеро — р. Ковжа — Мариинский канал — р. Вытегра — Онежское озеро — р. Свирь — приладожские каналы — р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и Санкт-Петербургского округов путей сообщения. Общая протяженность Мариинской системы составляла 1054 версты, 166 из них были шлюзованы. В разные периоды существования на Мариинской системе функционировало от 28 до 34 деревянных шлюзов и полушлюзов, 20 плотин, 12 водоспусков (однопролётных плотин), 5 разводных мостов.
Проектировщиками и строителями Мариинской системы была решена сложнейшая задача: построить в дереве систему гидросооружений, позволяющую судам на относительно коротком участке русла - порядка 50 км - преодолеть перепад высот более 80 м. При этом, если первые шлюзы в России (на Вышневолоцкой системе) строились с применением голландских технологий, то при строительстве и последующих реконструкциях Мариинки использовались передовые инженерно-технические решения, ряд из которых был разработан российскими инженерами и применен впервые.