Туризм в Вытегорском районе
Заказать звонок

Гидротехнические сооружения Мариинской водной системы. Шлюзы, плотины, подъёмные мосты

   

 Мариинская водная система — важнейший в 19 – нач. 20 вв. вод­ный путь в Европейской части Рос­сии, со­еди­ня­ю­щий бас­сейн Волги с Бал­тий­ским морем, про­ле­га­ю­щий от Ры­бин­ска до Пе­тер­бург­ско­го мор­ско­го порта.   В состав системы входили как при­род­ные, так и ис­кус­ствен­ные вод­ные пути: р. Шекс­на — Белое озеро — р. Ковжа — Ма­ри­ин­ский канал — р. Вы­те­гра — Онеж­ское озеро — р. Свирь — при­ла­дож­ские ка­на­лы — р. Нева. На­хо­ди­лась в ве­де­нии Вы­те­гор­ско­го и Санкт-Пе­тер­бург­ско­го окру­гов путей со­об­ще­ния. Общая протяженность Мариинской системы составляла 1054 версты, 166 из них были шлюзованы. В разные периоды существования на Мариинской системе функционировало от 28 до 34 деревянных шлюзов и полушлюзов, 20 плотин, 12 водоспусков (однопролётных плотин), 5 разводных мостов.

   Проектировщиками и строителями Мариинской системы была решена сложнейшая задача: построить в дереве систему гидросооружений, позволяющую судам на относительно коротком участке русла - порядка 50 км - преодолеть перепад высот более 80 м. При этом, если первые шлюзы в России (на Вышневолоцкой системе) строились с применением голландских технологий, то при строительстве и последующих реконструкциях Мариинки использовались передовые инженерно-технические решения, ряд из которых был разработан российскими инженерами и применен впервые.