Туризм в Вытегорском районе
Заказать звонок

Мариинская водная система. Занятия вытегоров на "водяной коммуникации"

     История Вытегорского уезда, а потом – района, в 19 и начале 20 века в первую очередь связана с Мариинской водной системой - важнейшей водной дорогой страны. С началом эксплуатации в 1810 году Мариинки здесь расположилось управление второго округа путей сообщения, в который входили все шлюзы балтийского склона.

   Мариинская водная система определяла содержание жизни населения, его занятия и судьбы. Население уезда было занято главным образом на «водяной коммуникации». Вытегоры ходили на грузовых судах в качестве матросов, шкиперов и лоцманов. Многие работали на постройке речных, озерных и мореходных судов. На территории уезда располагалось несколько верфей, где строились галиоты, соймы, шкои, трешкоуты – грузовые парусные суда, совершавшие рейсы в Кронштадт, Петербург, бороздившие Онежское озеро.

     Вытегра стала важнейшей грузовой пристанью на Мариинском водном пути. За навигацию здесь грузилось более сотни судов, формировалось насколько сотен плотов.

    Основной поток судов по системе двигался от Рыбинска к Петербургу.

     Грузы везли самые различные: рыбу, дрова, доски, чугун, свинец, марганец, лен, паклю, стекло, кожи, керосин, мел, охру, соль, свечи, мыло, кору ивовую, пиво, спирт, муку, пшено, горох, но главным из них было зерно.

     Для крестьян Вытегорского уезда значимым источником доходов служила тяга судов и гонок по Мариинской системе. До 1896 года существовала людская и конная тяга. Между Белозерском и шлюзом св. Николая тяга осуществлялась лошадьми, а от шлюза св. Николая до г. Вытегры (45 верст) – бурлаками, или, как их называли здесь, «путинными». Такое ограничение было вызвано тем, что бечевники здесь были очень узкими, и пройти по ним 4-5 лошадям было трудно. На этом участке пути имелось 27 шлюзовых камер и 2 подъемных моста, обязанность открывать и закрывать ворота шлюзов и разводить мосты также возлагалась на путинных. Провод судов от шлюза св. Николая до Вытегры занимал 10-12 суток.

      Каждое судно тащили от 6 до 14 человек. Тяга судов и гонок путинными была сопряжена с большими трудностями и лишениями. В течение нескольких месяцев в любую погоду они медленно продвигались по бечевнику, таща за собой суда.

     В 1896 году после реконструкции Мариинской системы бурлачество было полностью заменено конной тягой, действовавшей по специально изданным правилам. Доходы населения от тяги судов значительно возросли. В Вытегре был устроен станционный пункт для найма лошадей и коноводов.

     Сегодня в Вытегре сохранился участок бечевника на Денисовской набережной, еще один участок восстановлен в ходе строительства набережной от Сиверсова моста до ул. Урицкого.