Туризм в Вытегорском районе
Заказать звонок

Мариинская водная система

     Мариинская водная система – одно из выдающихся гидротехнических сооружений мира – являлась крупнейшим для своего времени (2-я пол. XIX – нач. XX вв.) искусственным водным путем не только в России, но и в Европе.
Идея создания водного пути, соединяющего Волгу с Балтикой, для снабжения новой столицы – Петербурга – была выдвинута еще Петром 1 в начале 18 века, воплощен же замысел устройства «Вытегорского канала» (названного Павлом 1 Мариинским в честь императрицы Марии Федоровны, выделившей средства на строительство) только спустя 100 лет.
     Строительство началось в 1799 году, а 21 июля 1810 года было открыто сквозное судоходство по новому водному пути. К моменту пуска было воздвигнуто 30 деревянных шлюзов. Время следования судов от Рыбинска на Волге до Санкт-Петербурга составляло в среднем 110 суток. Для своего времени искусственная водная магистраль представляла собой выдающееся гидротехническое сооружение, воздвигнутое на целый век раньше Панамского канала.
    В течение 19 века Мариинская водная система неоднократно переустраивалась с целью увеличения пропускной способности, что было обусловлено ростом экономики, развитием судоходства и увеличением товарооборота. Мариинская система имела огромное значение для экономического развития России: по ней снабжалась продуктами, стройматериалами и другими товарами столица Российской империи – Санкт-Петербург, осуществлялся экспорт пшеницы в Европу. По Мариинской водной системе производилось порядка 75 % всех водных перевозок в Европейской части страны, общий объем грузов, перевозимых по этому великому водному пути в конце 19 века достигал 4 млн. тонн, - недаром на протяжении многих десятилетий Мариинскую водную систему называли «двигателем богатств России».