Набережная р. Вытегры построена в 2019 году в рамках Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений.
Основной идеей проекта стало восстановление исторического облика набережной периода наибольшего расцвета Вытегры как крупнейшей пристани на Мариинской водной системе.
Мариинская водная система – великий водный путь России, воплощенный в начале 19 века замысел великого Петра о соединении Волги с Балтикой. Для своего времени Мариинский водный путь являл собой выдающуюся систему гидротехнических сооружений, самую совершенную в Европе. За огромный вклад в экономическое развитие страны Мариинскую систему называли «двигателем богатств России».
В середине 19 века Вытегра стала крупнейшей пристанью на Мариинской водной системе. Для Вытегры она стала основным градоформирующим фактором: вся жизнь строилась вокруг Мариинки; участок реки Вытегры с 1-м шлюзом, плотиной, мостами, пристанью, проходящий через самый центр города, оказывал влияние на застройку, формировал эстетическую привлекательность и своеобразие этой самой оживленной части Вытегры. В конечном итоге, Мариинская водная система и сегодня определяет историко-культурный ландшафт города, его особую атмосферу, пропитанную духом речных путешествий.
Уникальность Вытегры в том, что из всего великого водного пути протяженностью 1054 версты только здесь сохранился участок Мариинской водной системы, насыщенный элементами гидросооружений разных временных периодов: русло полушлюза «Деволант» (1810 год), перекоп с остатками шлюза Святого Сергия (1890 год), здание второй на Мариинской системе гидроэлектростанции с устоями плотины (1927 год) (в настоящее время – музей «Водные пути Севера» и мост), сохранился и бечевник – дорога, по которой шли бурлаки, тянувшие бечевой деревянные суда.
В других местах во время последней кардинальной реконструкции, после которой Мариинская система получила новое название – Волго-Балтийский водный путь, деревянные гидросооружения и старые каналы были безвозвратно утрачены. Строительство участка набережной р. Вытегры от Сиверсова моста до ул. Урицкого стало первым шагом в восстановлении и сохранении единственного дошедшего до наших дней участка Мариинской системы.
При разработке проекта за основу были взяты виды Мариинской водной системы и конкретно этого участка, запечатленные на фотографиях сер. 19 – нач. 20 вв. Восстановлены пешеходные дорожки, лестницы-спуски, сохранен исторически сложившийся рельеф.
К сожалению, колокольня Воскресенского собора, которую можно видеть на всех исторических фотографиях набережной, в начале 20 в. при его перестройке была разобрана. Сегодня роль архитектурной доминанты взяла на себя деревянная ротонда, шпиль которой венчает изображение галиота – судна с герба г. Вытегры, которые строились на вытегорских верфях. Ротонда гармонично сочетает в себе элементы северо-западного классицизма с мотивами деревянного зодчества шатровых церквей, отражает колорит Русского Севера в деревянной архитектуре.
В качестве основного материала при строительстве набережной, как в свое время на Мариинской водной системе, использовано дерево, а ключевые приемы оформления – такие, как установленные на ребро бруски между массивными опорными брусьями - в точности воспроизводят конструкцию ограждения, которое мы можем видеть на фото С.М.Прокудина-Горского «Тип олончанина в Вытегре».